Красный Октябрь
Что принесла с собой революция, и как она воспринимается нашими современниками?
то лет назад, 7 ноября 1917 года, в России произошли события, давшие начало новой эпохе в жизни страны. Сегодня одна часть нашего общества продолжает называть их Великой Октябрьской социалистической революцией, другая считает государственным переворотом. До сих пор идут споры о том, была ли Русская революция светом в конце тоннеля, благом, импульсом к развитию страны, к тому времени зашедшей в тупик. Или же злом вселенского масштаба, поставившим жирный крест на великой империи.
И хотя многие историки говорят, что ещё рано судить об итогах революции, потому как для таких значимых событий 100‑летие – это не срок, осмысливать происшедшее необходимо. Мы попытались восстановить хронику событий тех лет на Урале и в Полевском и дали слово экспертам – попросили поделиться размышлениями о том, какие плоды принесла Октябрьская революция нашему народу и нашему государству.
Дух времени
Отречение от престола императора Николая II и его младшего брата Михаила 2 и 3 марта 1917-го – точка решительного перелома всей русской истории. Именно в эти 24 часа рухнуло тысячелетнее российское государство. Следующие восемь месяцев были, по мнению большинства историков, ничем иным, как падением 180-миллионной страны в железные объятия коммунистической диктатуры, в которых она и обнаружила себя утром 7 ноября.
Судьба последнего российского императора и его семьи стала одной из самых трагических в русской истории. Летом 1917 года по решению Временного правительства Николай II вместе с семьёй был отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года – в Екатеринбург, где был расстрелян в июле 1918 года, вместе с детьми, супругой и слугами.
Сегодня в нашей стране делаются серьёзные попытки осмыслить события 100-летней давности. Один из самых молодых монастырей России – монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме под Екатеринбургом. Там журналисты «Диалога» побывали накануне Дня народного единства 3 ноября. Печальную известность место получило после того, как в ночь с 16 на 17 июля 1918 года после расстрела сюда были привезены для уничтожения тела членов царской семьи и их слуг и сожжены серной кислотой. В 2002 году на Ганиной Яме был основан монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Здесь действует семь храмов – по количеству убитых членов царской семьи. А в 2003 году в Екатеринбурге на месте убийства царской семьи построен Храм‑на‑Крови – в память о жертвах революции и как символ покаяния российского народа в грехе цареубийства.
В то же время до конца переосмысление истории в России пока не завершено. И это хорошо видно хотя бы из карты Екатеринбурга. К примеру, Храм-на-Крови окружают улицы Свердлова и Октябрьской Революции, одна из центральных площадей Екатеринбурга носит название Революции, а центральный проспект – имя Ленина. Хотя именно Свердлов вместе с Лениным в 1918 году дали приказ расстрелять царскую семью.
Так что след от революции и разлад в умах русских людей до сих пор остаются сильными и глубокими.
Изменения в жизни государства и общества
Создана система всеобщего начального образования.
До Октября страна жила по юлианскому календарю, а 1 февраля 1918 года большевики объявили 14-м февраля 1918 года, тем самым перейдя на григорианский календарь.
11 ноября (по новому стилю) 1917 года для охраны общественного порядка организована рабоче-крестьянская милиция.
Принят декрет о введении нового правописания. Из алфавита удалены буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І (и десятеричное), отменён Ъ (ер) на конце слов и частей сложных слов.
Церковь отделили от государства и от системы образования.
Установлено бесплатное образование и медицинское обслуживание.
Уничтожена сословная система, отменены дореволюционные чины и титулы.
Женщины уравнены в правах с мужчинами.
Декрет о браке и семье ввёл институт гражданского брака.
Принят декрет о 8-часовом рабочем дне, кодекс законов о труде, который запрещал эксплуатацию детского труда, гарантировал охрану труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни.
Национальная политика Советского государства стала определяться Декларацией прав народов России, принятой Совнаркомом 2 ноября 1917 года.
Исторические фото Полевского
Дух времени
О революции можно рассуждать много, подкрепляя доводы соответствующими фактами, цифрами и документами. Но самым главным судьёй тех событий остаётся народ, который ярче всего выразил своё отношение к Красному Октябрю через песни и стихотворения. 6 ноября в Центре культуры и народного творчества состоялся концерт под названием «Есть у революции начало…». Народный коллектив академический хор и ансамбли «Рифей» и «Рио-Рита» ненадолго вернули зрителей в прошлое – в годы красных знамён и всплеска творческой энергии миллионов.
– Наше поколение помнит эти песни – сурово-мужественные, полные рвения изменить весь мир, – говорит руководитель коллективов Галина Губина. – Современной молодёжи реалии революции, идеалы и стремления её участников незнакомы, у многих молодых людей представления о тех событиях весьма смутные, родившись и живя в спокойное время, они не испытывают никакого желания идти на баррикады. Мы подготовили для полевчан песни того времени, в которых видны истинные мотивы и цели, двигавшие участниками событий. Даже если не вслушиваться в слова, по ритмике песен, по надрывности звучания можно сделать вывод, что говорится о накале чувств, о непоколебимой уверенности в своей правоте и победе.
«Есть у революции начало, нет у революции конца!» – одна из самых популярных советских песен об Октябре, в которой отобразилась вся патетика революционной идеи: «Миру мы несём рассвет Вселенной, нашей правды светлые слова». Людям того времени всесожигающее пламя революционных костров виделось единственным светом, способным рассеять тьму и затхлость старого мира. Народ, следуя примеру своих собратьев-революционеров в Европе, боролся за свободу, равенство и братство, которые не давал монархический строй.
– Несомненно, люди боролись за благую идею, – говорит участница коллектива «Рио-Рита» Эмилия Захватошина. – Но по песням, которые пелись в 1917 году и которые исполнялись позже, в период Гражданской войны, видно, что настроение людей менялось, революционный пыл постепенно остывал. В песне «Есаул», например, есть такие слова: «За свою же власть со своим же народом». Пришло осознание, что, несмотря на то, за белых ты или за красных, ты часть одного народа. Сольно я также исполнила песню «Чёрная моль» – от лица эмигрантки, которая, будучи дворянкой, оказалась за границей и, не зная, как прокормиться, пошла по кривой дорожке. Чем провинились эти девушки-институтки, которые или были убиты красноармейцами, или эмигрировали, но остались без средств к существованию? Очень противоречивое время, но именно в такие моменты происходит сильнейший творческий прорыв.
Один день из жизни полевчан
Март 1917 года
С какими настроениями жили люди в начале весны 1917 года в Полевском? Мы решили попытаться воссоздать атмосферу того времени и представить, как проходил один из мартовских дней 1917 года в Полевском, на основании архивных материалов и газетных публикаций того времени.
Июнь 1917 года
События столетней давности полностью переменили ход русской истории. Мы попытались представить, как проходил один из июньских дней 1917 года в Полевском, на основании архивных материалов и публикаций того времени.
Октябрь 1917 года
Мы знаем много подробностей роковых дней российской истории. Но чем на самом деле жили города Российской империи осенью 1917 года? Что думали простые чиновники, учителя, рабочие? Мы попытались воссоздать атмосферу конца сентября – начала октября 1917 года в Полевском, основываясь на архивных материалах и публикациях газет того времени.